Заметки иконщика

Экзамен по обществознанию: чем нужно руководствоваться при разработке плана

Вчера, мимоходом, в книжном магазине пролистал брошюру по ведению документации и ее проверке в организации или учреждении. Бросилась в глаза одна элементарная вещь. Настолько простая и понятная, что об этом фактически никогда не упоминают, это любому понятно изначально: основная и первейшая цель документооборота – повышение эффективности деятельности, процесса, который отражен в документах. Ну и, само собой, протоколирование событий для анализа и, опять-таки, улучшения дальнейшей работы. Бывает, что документы могут быть полезны для выяснения произошедших событий и воспроизведения каких-то важных фактов, например, судовой журнал на сухогрузе или черный ящик на пассажирском самолете.

На экзамене в девятом классе по обществознанию имеется несколько заданий по подготовке плана того или иного мероприятия. План, наряду с анализом, даже если кто-то написал его сугубо для того, чтобы ничего не забыть – это тоже своего рода документ. Приходится специально фиксировать внимание школьников на том, что план – это не бумажка для проверяющих, а полезный инструмент для успешного результата.

Это, в принципе, в обыденной жизни более-менее ясно всем, кроме инспекторов, которые на практике связаны с документооборотом. Многие такие специалисты думают, что ведение документации необходимо главным образом для обеспечения возможности проверки этой документации и основной критерий правильности работы с документами в организации – не удобство использования, а удобство проверки. Поскольку эти чиновники дают инструкции работникам, работающим с документами, их фальшивый подход к работе с документами передается дальше. Люди начинают смотреть на документы в первую очередь с этой точки зрения. В результате, документация на предприятии становится бесполезной для дела и даже затратной, поскольку отнимает значительные людские и финансовые ресурсы.

Для иллюстрации приведу весьма показательный случай в одном из учебных заведений на наших необъятных просторах. Так заведено, что каждый учитель обязан делать записи в журнале, где записывается число и месяц проведения текущего занятия, тема занятия, домашнее задание, выставляются отметки. Камнем преткновения стала ситуация с актированными днями, когда из-за низкой температуры происходит вынужденный пропуск учебных дней и затем преподаватели, чтобы нагнать упущенное время, проходят материал ускоренными темпами. Замечания проверяющих вызвал тот факт, что две темы записаны в одну клеточку. Число уроков при этом не соответствовало учебной программе. Специалисты, проводившие проверку, дали указание записывать каждую запись о проведенном занятии в новой строке как новое занятие, таким образом число уроков в журнале и плане становилось тождественным.

Преподаватели – люди исполнительные. Как им сказали, так и стали делать. Но следующая комиссия опять выявила нарушение. Они посчитали количество занятий которое было проведено за то или иное число и спросили: как это можно проводить более семи уроков за один и тот же день? Это же нарушение режима дня! Этого не должно быть, пишите один реально проведенный урок, а материал можете указывать пройденным за 2 урока.

Очередная комиссия опять вернулась к этой теме. Будьте добры, а чтобы сколько часов по программе – столько и уроков записано в журнал.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: а может мы потому и никак не можем добиться сокращения управленческого аппарата, что слишком мало внимания уделяем квалификации и правильной подготовке управленческих кадров?

About 

0 Comments

Leave a Reply

 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *